По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяСтатьиМеждународный союз православных ассирийцев: святые места Грузии глазами паломников из России

Международный союз православных ассирийцев: святые места Грузии глазами паломников из России

  0  фотографий
0 видео

О, Грузия — нам слезы вытирая,

ты русской музы колыбель вторая.

О Грузии забыв неосторожно,

в России быть поэтом невозможно.

Евгений Евтушенко

Может ли путешествие изменить человека?.. Я не раз задавался этим вопросом и находил ответ на страницах мировой истории и литературы. Во время путешествия мы не принадлежим только себе, становимся одним целым с коллективом и исчезают маски, мы узнаем своих попутчиков совершенно с другой стороны, будто знакомимся с ними заново. Марк Твен рассуждал на эту тему в своем романе «Том Сойер за границей»: «Я теперь понял, что самый верный способ узнать, нравится тебе человек или нет, — это поехать с ним путешествовать», — если говорить о моих ожиданиях, то они оправдались.

Наша поездка в Сакартвело не была простым туристическим приключением, мы шаг за шагом формировали международный союз православных ассирийцев России и Грузии. Важно, что всю нашу поездку сопровождала икона 13 ассирийских отцов, которую год назад Старо-Покровскому храму подарил схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). Впервые представители национальной молодежной организации «Дети Ассирии» посетили Тбилиси, Кандский монастырь и познакомились с отцом Серафимом лично.



Кандский монастырь давно стал ассирийской Меккой, куда каждый год приезжают новые паломники со стран ближнего зарубежья и Европы. Поражает количество иностранцев, для которых Канда стала чем-то      вроде собора Нотр-Дам в Париже, который обязательно стоит посетить, будучи во Франции. Они удивительно легко совмещают утреннее знакомство со святынями Грузии с ночными рейдами по барам и кальянным Тбилиси.

Во время геноцида 1833 года Старая Канда стала домом для многих ассирийцев из Ирана, Ирака, Турции и Сирии, и сегодня там проживает более 2000 человек. Популярность ассирийской деревни с каждым днем растет, во многом благодаря песнопениям и харизме схиархимандрита Серафима. Там все богослужения проводятся на арамейском и грузинском языках, а духовный наставник близок и понятен простым людям. О нем много пишут СМИ, а соцсети пестрят видеоотчетами очевидцев.

День первый

Во дворе монастыря за небольшим деревянным столом мы выпили холодный кофе вместе с отцом Серафимом, говорили о житейском. Наши ребята успели сделать десяток групповых селфи, некоторые теперь хранятся и в моем телефоне. Потом мы зашли в храм, каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов. Эти святые в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на «до» и «после», ступив на земли Иверии в середине VI века и начав проповедовать и обустраивать монастырскую жизнь.

Жили мы в гостинице в Тбилиси, и на 5 дней стали одной большой и шумной семьей. Иногда вздорили, но обиды забывались за ранним завтраком, а поздними вечерами бурно делились впечатлениями и пили черное вино, именно так грузины говорят о домашнем вине из темных сортов винограда, которое мы — приезжие — безжалостно именуем красным.

День второй

На тбилисской улице Тетрицкаройской жил обычный мальчик Годердзи Ургебадзе, рос он в семье убежденного коммуниста, но отец рано умер, и его воспитывала мама. Однажды, играя во дворе с детьми, маленький Годердзи услышал, как склочные соседки в очередной раз выясняют отношения, и одна из них сказала: «Ты распяла меня, как Христа». Незнакомое слово настолько сильно заинтересовало мальчика, что он сразу же побежал в местную церковь, чтобы узнать значение этой странной фразы. Сторож храма посоветовал ему прочитать Евангелие.

Маленький Годердзи так и сделал, начал читать, но, вот горе для покойного отца партийца – остановиться он уже не смог и через несколько лет знал текст Евангелия наизусть.

На 26 году жизни он понял, что «большего героизма, чем монашество, нет», и принял монашеский постриг, получив имя Гавриил. Жизнь уготовила ему сотню тяжелых испытаний, которые он прошел только благодаря своей неисчерпаемой вере и любви к Богу.

Старца – преподобного Гавриила Афонского – многие считали юродивым, и, видя его на улице, крутили пальцем у виска.

Он ходил босиком, ковырялся и сидел в куче мусора, приносил со свалки иконы и лампадки для своей церкви, нередко прикидывался пьяницей, побирался вместе с нищими и ночевал в земляной яме, а однажды поджег висящий на стене исполкома двадцатиметровый портрет Ленина со словами: «Грузины, опомнитесь! Господь сказал: Не сотворите себе кумира и никакого изображения его. Мы всегда были христианами. Вы поклоняетесь идолам». Безумный, что поделать… Но вот только за этим безумием была скрыта от любопытных глаз правда, о которой отец Гавриил говорил сам: «Все плохое в человеке – только случайность. Никогда не презирайте людей. Даже если видите грязных, пьяных, ругающихся скверными словами. И в них сохраняется Божий образ, в глубине, о которой, может быть, они и сами не знают. Этот образ враг замазал грязью, как можно запачкать икону. А попадёт она в добрые руки, ее очистят – и засияет…».

В последние годы своей жизни, по благословению патриарха Илии II, отец Гавриил поселился монастыре Самтавро, который преподобный любил еще с детства.

Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима – тот день он провел вместе с нами.

Обитель связана не только с жизнью и смертью преподобного архимандрита Гавриила. Примечательно, что там хранятся мощи одного из ассирийских отцов Або Некресского, который умер мученической смертью. Персы-зороастрийцы забили его камнями, отомстив за построенный на их землях православный монастырь в городе Некреси.